Порядок работ по устройству монолитного перекрытия

Монтаж перекрытий в строящемся здании может осуществляться различными способами, в том числе с использованием металлических или деревянных балок, путем обустройства монолитной ЖБ плиты. Но самым распространенным вариантом является укладка плит перекрытия – готовых конструкций из железобетона.

Для чего проводится демонтаж перекрытий

Потребность в проведении демонтажных работ по удалению перекрытий может возникнуть по разным причинам, наиболее частыми из которых являются:

Для чего проводится демонтаж перекрытий
  • перепланировка помещения, изменение конструкции объекта;
  • объединение нескольких этажей путем устройства лестничных проемов;
  • необходимость повышения несущей способности отдельных элементов, например, колонн, стен, фундамента;
  • монтаж коммуникационных систем или крупногабаритного оборудования;
  • уменьшение нагрузок на некоторые составляющие элементы здания;
  • поэтапный демонтаж объекта, включающий не только разборку перекрытий, но также перегородок, стен и других конструктивных элементов;
  • устранение конкретных конструктивных элементов в которых возникли опасные дефекты или с целью предотвращения возможных разрушений.
Для чего проводится демонтаж перекрытий

Вне зависимости какой причиной вызван демонтаж плиты перекрытия внутри здания, работы должны выполняться со строгим соблюдением технологических требований. Даже малейшие отклонения может привести к непоправимым последствиям, учитывая даже гибель людей. Поэтому выполнять работы такого типа должны квалифицированные специалисты, в распоряжении которых есть современное спецоборудование.

Для чего проводится демонтаж перекрытий

Для чего проводится демонтаж перекрытий

Кто выполняет демонтаж перекрытий?

В наше далеко не простое в экономическом отношении время совершенно оправдано желание заказчика сэкономить на демонтаже. Но доверять работу случайной фирме, предлагающей самые низкие цены и «лучшие условия сотрудничества», но состоящей при этом из случайно набранных людей – весьма опрометчиво. В случае, если произойдёт беда, вина ляжет, в том числе, на заказчика работ.

Команда, которой стоит доверить демонтаж перекрытий, должна состоять из настоящих профессионалов, иметь соответствующий инструментарий, современное оборудования и дорожить своей подтверждённой отзывами клиентов репутацией.

Почему так важно, чтобы демонтаж перекрытий выполняли люди, имеющие специальную подготовку? Потому что перекрытие — одна из ключевых составляющих жёсткости строения. Демонтаж — это «хирургическое» вмешательство строителей в эту жёсткость.

Что происходит в итоге? Ситуация меняется. Жесткость падает. И крайне важно, чтобы здание не стало в результате вмешательства аварийным. Очень часто некомпетентные подрядчики повреждают проходящие коммуникации. Это приводит к аварийной ситуации и совершенно ненужным объяснениям с инстанциями.

Подготовка к монтажу

Очень досконально, все шаги создания конструкции, а также материалы, которые для этого будут необходимы, описывает технологическая карта на устройство монолитного перекрытия. Ее можно найти в интернете. Это достаточно объемный документ, в котором описываются не только основные виды работ, но и предельно подробно расписан каждый их этап.

Подробное ее изучение, дает возможность полностью понять весь процесс, и получить точное представление о том, как укладывать и заливать плиты перекрытия, а здесь мы рассмотрим только основные моменты, связанные с сооружением такой конструкции.

Перед тем, как начинать, следует ознакомиться еще с одним важным документом – СНиП на монтаж плит перекрытия. В этом документе есть необходимые данные, которые потребуются для расчета параметров будущей плиты.

Такой расчет лучше доверить профессионалам, но если есть желание, или нет возможности к ним обратиться, то применив этот документ можно произвести нужные расчеты самостоятельно.

Демонтаж опалубки

При демонтаже крупнощитовой опалубки стен вначале снимают доборные элементы подмостей и отсоединяют щиты опалубки по длине стен. Затем снимают верхний ряд стяжных болтов и затем нижний. Потом отсоединяют и демонтируют с помощью крана угловые щиты. При вращении винтовых домкратов, установленных на подкосах, щит под собственным весом отрывается от бетона и отходит от бетонной поверхности. Затем щит стропуют и краном переставляют на новую захватку.

Вначале демонтируют щиты наружных стен. При использовании консольных подмостей демонтаж наружных щитов ведут аналогично внутренним, при этом щит опирается на подмости. После ослабления креплений демонтируют щиты при отсутствии подмостей изнутри помещения. В этом случае ослабляют натяжение стяжных болтов: сначала верхнего, затем нижнего ряда. С помощью верхних стяжных болтов, упираясь во внутренний щит (который раскреплен к перекрытию), отрывают наружные щиты от бетона. После строповки снимают стяжные болты и щит краном переставляют на новую захватку.

При бетонировании лифтовых шахт в крупноблочной опалубке сначала демонтируют щиты наружных поверхностей. Затем приступают к демонтажу внутренней блочной системы. Для этого с помощью домкратов отрывают щиты от бетона и сближают их с центральной рамой. После этого блок стропят краном, поднимают из забетонированной шахты и затем устанавливают на новую отметку.

Демонтируют опалубку перекрытий с помощью винтовых домкратов, установленных на стойках рамы. Опалубку отрывают от бетона, и она опускается на величину 30—40 мм под действием собственного веса. Опускать опалубку следует равномерным вращением поочередно всех опорных домкратов для исключения перекоса, заклинивания и неравномерно резкого отрыва от бетона. При опускании раму опалубки опирают на катки.

Извлекают опалубку и переставляют на следующий этаж или захватку с помощью консольной траверсы. При использовании опалубки, состоящей из нескольких секций по глубине помещения, после извлечения крайней секции все последующие поочередно выкатывают по перекрытию к проему и извлекают из него краном.

Объемно-переставную опалубку начинают демонтировать с разборки опалубки маяков. Затем секции опалубки отсоединяются друг от друга, снимают стяжные болты, отрывают и отводят от бетона боковые и горизонтальные щиты секции. Последнюю вручную выкатывают на монтажные подмости, где секции стропуют и переставляют краном на новую захватку. При использовании для демонтажа консольных траверс они захватывают опалубку внутри забетонированного помещения и извлекают ее с помощью крана.

При демонтаже секций через технологические проемы, оставляемые в перекрытии, часть перекрытий над одной из секций не бетонируют. Технологические проемы целесообразно устраивать в тех местах, где в последующем придется монтировать крупноразмерные сборные элементы (например, объемные санкабины). Технологические проемы удобно устраивать около внутренних продольных стен здания. После демонтажа секции опалубки, примыкающей к технологическому проему, к нему вручную поочередно перекатывают все остальные секции и извлекают краном через верх.

Как укладывать железобетонные плиты перекрытия

Железобетонные плиты перекрытия должны монтироваться только на две несущие стены своими торцами. Опирание на три точки (в виде стен или перегородок) недопустимо, так как в подобном случае плита перекрытия просто сломается (треснет) и ее дальнейшая эксплуатация будет невозможна.

Монтируются плиты перекрытия на цементном растворе марки М 100, он расстилается по армопоясу слоем около 30 мм. Опирание плит на несущие стены должно быть не менее 80 мм на бетоне и 120 мм на кирпич.

Пустоты в железобетонных плитах с одного торца заделываются бетоном еще на заводах ЖБИ. Плиты этой стороной монтируются на наружные стены, отверстия в плитах закрываются для предотвращения промерзания стен в данных местах. Если пустоты в наружных стенах не закрыты, то можно самостоятельно заделать отверстия боем кирпича с цементным раствором.

При монтаже плиты перекрытия выверяются по их нижней части, швы элементов должны находиться на одном горизонте, если смотреть на конструкции снизу. Швы между плитами после их монтажа заделываются бетоном на щебне мелкой фракции или цементным раствором. При образовании пустот между перекрытиями более 50 мм, эти места следует армировать с установкой подвесной опалубки. Бетон для таких монолитных участков применяется марки М 200.

После окончания монтажа плит перекрытия их следует скрепить между собой. Этот вид работы называется анкеровкой. Этой работой нельзя пренебрегать, так как анкера придают жесткость всем смонтированным плитам.

Для анкеров применяется арматура в 10 мм. Арматура приваривается к петлям смонтированных плит и таким образом перекрытия соединяются.

Плиты, опирающиеся на наружные стены, крепятся при помощи анкеров в виде буквы Т. Одна сторона анкера приваривается к монтажной петле плиты, а вторая будет скреплена кладкой при дальнейшем возведении стен из кирпича или пеноблоков.

Для этой простой работы потребуется заказ грузоподъемной техники и звено монтажников из 3-4 человек.

Работы по демонтажу опалубки

Разбирается опалубочная конструкция аккуратно, чтобы была возможность использовать ее повторно и исключалась вероятность повреждения бетонного монолита.

С фундамента

Через какое время можно снять опалубку после заливки бетона в фундамент?

Ленточное основание является конструкцией, у которой распалубку разрешается начинать, когда бетон наберет пятьдесят процентов от всей прочности.

Рабочий процесс требует соблюдения осторожности. Дело в том, что бетон на этот момент не имеет достаточной устойчивости к повреждениям механического характера, и есть вероятность, что на его поверхности появятся сколы. Кроме того, опалубку часто планируют использовать повторно, а силовыми методами демонтажа щитовой материал можно повредить.

Работы по демонтажу опалубки

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • вести работы следует с наименее нагрузочных участков – углов и незамкнутых краев, так как здесь бетон быстрее застывает;
  • после этого процесс демонтажа продолжается сверху к нижней части – убираются упоры, подкосные элементы и другие детали, служившие поддержкой;
  • настает очередь стяжек щитов, располагающихся на противоположной стороне – шпилек и стальных скоб, которые откручиваются либо аккуратно обрезаются.

Если опалубочные щиты перед установкой предварительно обрабатывались маслом или выстилались пленкой, то конструкция снимается без особых затруднений.

С перекрытия

Теперь разберемся, через какое время выполняется разборка опалубки на таких конструкциях.

Как правило, литые перекрытия горизонтального типа встречаются редко, потому что их чаще заливают на земле, и только потом монтируют на необходимые места. Чтобы залить перекрытие, потребуется надежная опалубка с мощными опорными элементами.

В соответствии с технологией СНиП, демонтаж опалубки перекрытия следует выполнять, когда бетон достигает не менее семидесяти процентов прочности. Здесь приходится учитывать определенные моменты:

  • при тепловом режиме воздуха от 30 до 35 градусов распалубку разрешается выполнить через пять дней;
  • если среднесуточный показатель составляет 20 – 25 градусов, бетонное перекрытие наберет прочность к исходу седьмых суток.
  • в случае, если градусник не превысит деления 10, то конструкцию демонтируют после пятнадцати дней;
  • при нулевой отметке распалубку проводят спустя месяц.
Читайте также:  Как установить балки перекрытия в брусовом доме

Получается, что в худшем случае снять опалубку с перекрытия можно через двадцать восемь дней, к которым лучше всего прибавить еще несколько суток. Это особенно важно, если за период застывания бетона менялись температурный режим или уровень влажности воздуха.

Работы по демонтажу опалубки

Как правильно снять опалубку с перекрытия? В первую очередь придется понизить конструкции несущего характера. Процесс упростится, если применялись стойки, имеющие понижающие головки, потому что резко выбивать элементы запрещается. При освобождении больших по размерам щитов рекомендуется использовать болты, за счет вращения которых доски сами отойдут от бетонной основы, облегчив демонтаж.

После бетонирования

А когда можно снять опалубку после заливки бетона? Определены нормы, регламентирующие, когда начинать данный вид работ. Но кто дает разрешение на демонтаж опалубки? Для этого созданы специальные лаборатории, выдающие заключения, основанные на исследованиях представленных к проверке образцов.

Для частных застройщиков подобная процедура тоже возможна, но стоит услуга достаточно дорого, значительно дешевле пользоваться специальными таблицами, составленными на основе информации из госстандартов.

Поэтапный разбор опалубки

Разбор опалубки может быть начат, как только бетон или другая строительная смесь приобретёт достаточный процент прочности. Сроки высыхания раствора зависят от условий строительства, вида строительной смеси, влажности, температуры и т.д. При заливке бетона, постепенный разбор опалубки можно начинать, как только бетон достигнет 40% расчётной прочности. Обычно это происходит через три дня.

Таким образом, через трое суток можно демонтировать опоры поперечных балок и стоек. При этом балки жёсткости пока должны подпираться соответствующими стойками. Далее можно осуществить демонтаж всех поперечных балок и стоек, а также разобрать щиты настила. Балки жёсткости с их стойками убираются только через 21 день после бетонирования при учёте того, что раствор достиг расчётной прочности.

Часто встречающиеся ошибки

Правильная укладка плит перекрытия – залог надежности здания. К часто встречающимся ошибкам при монтаже можно отнести:

  1. Использование поврежденных плит. Тонкие неглубокие трещины можно заделать раствором и использовать плиту на малонагружаемом участке перекрытия. Если трещина сквозная, такое изделие пускают на изготовление коротких секций или выбраковывают. Чаще всего плиты повреждаются при нарушении правил транспортировки.
  2. Глубину опирания ниже установленного минимума. В такой ситуации нагрузка от плиты приходится на край кирпичной кладки или армопояса, что провоцирует его медленное разрушение.
  3. Чрезвычайно большая глубина опирания. В такой ситуации плита оказывается защемленной внутри стены и не может правильно работать под нагрузками. В результате она начинает разрушать кладку. Помимо этого торец плиты оказывается близко к внешней стороны стены, что увеличивает теплопотери здания.
  4. Неправильная анкеровка или ее отсутствие. Если плиты, из которых состоит сборное перекрытие, не связаны между собой и со стенами, либо анкеровка выполнена неправильно, жесткость конструкции недостаточна и есть риск подвижек плит и стен, особенно в условиях сейсмики. Это угрожает устойчивости и целостности постройки.

ТТК. Капитальный ремонт зданий. Ремонт (усиление) железобетонных монолитных перекрытий,

1.1.

Типоваятехнологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) – комплексныйорганизационно-технологический документ, разработанный на основеметодов научной организации труда для выполнения технологическогопроцесса и определяющий состав производственных операций сприменением наиболее современных средств механизации и способоввыполнения работ по определённо заданной технологии.

ТТКпредназначена для использования при разработке Проектовпроизводства работ (ППР) и другой организационно-технологическойдокументации строительными подразделениями. ТТК является составнойчастью Проектов производства работ (далее по тексту – ППР) ииспользуется в составе ППР согласно МДС

1.2.

В настоящей ТТКприведены указания по организации и технологии производства работпо ремонту (усилению) железобетонных монолитных перекрытий привыборочном и частично комплексном капитальном ремонте жилых иобщественных зданий.

Определён составпроизводственных операций, требования к контролю качества и приемкеработ, плановая трудоёмкость работ, трудовые, производственные иматериальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности иохране труда.

1.3.

Нормативной базойдля разработки технологической карты являются:

-рабочие чертежи;

-строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

-заводские инструкции и технические условия (ТУ);

-нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР,ВНиР, ТНиР);

-производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

-местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормырасхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК -описание решений по организации и технологии производствастроительно-монтажных работ по ремонту (усилению) железобетонныхмонолитных перекрытий при выборочном и частично комплексномкапитальном ремонте жилых и общественных зданий с целью обеспечениявысокого качества, а также:

-снижение себестоимости;

-сокращение продолжительности строительства;

ТТК. Капитальный ремонт зданий. Ремонт (усиление) железобетонных монолитных перекрытий,

-обеспечение безопасности выполняемых работ;

-организация ритмичной работы;

-рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

-унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК всоставе ППР (как обязательные составляющие Проекта производстваработ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) навыполнение отдельных видов строительно-монтажных работ по ремонту(усилению) железобетонных монолитных перекрытий при выборочном ичастично комплексном капитальном ремонте жилых и общественныхзданий.

Читайте также:  Перекрытие по профнастилу: особенности монтажа

РТК регламентируютсредства технологического обеспечения и правила выполнениятехнологических процессов при производстве работ. Конструктивныеособенности их выполнения решаются в каждом конкретном случаеРабочим проектом. Состав и степень детализации материалов,разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подряднойстроительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемыхработ.

РТК рассматриваются иутверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подряднойстроительной организации.

1.6. ТТК можно привязатьк конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесссостоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребностив трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК кместным условиям:

-рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

-проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени,марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов,состава звена рабочих) принятому варианту;

-корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантомпроизводства работ и конкретным проектным решением;

-пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей,потребности в машинах, механизмах, инструментах иматериально-технических ресурсах применительно к избранномуварианту;

-оформление графической части с конкретной привязкой механизмов,оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическимигабаритами.

1.7. Типоваятехнологическая карта разработана для инженерно-техническихработников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих,выполняющих работы в III температурной зоне, с целью ознакомления(обучения) их с правилами производства строительно-монтажных работпо ремонту (усилению) железобетонных монолитных перекрытий привыборочном и частично комплексном капитальном ремонте жилых иобщественных зданий, с применением наиболее современных средствмеханизации, прогрессивных конструкций и способов выполненияработ.

Технологическаякарта разработана на следующие объёмы работ:

-монолитное железобетонное перекрытие – 100,0м

Устройство опалубки монолитных стен

При возведении стен с использованием технологии монолитного строительства могут применяться несколько типов опалубки.

В строительстве крупных объектов гражданского и промышленного назначения актуальна съемная щитовая опалубка, позволяющая быстро возводить длинные и высокие стены.

В частном секторе применяется несъемный тип опалубочных систем, позволяющих производить заливку целого здания по готовому контуру. Каждая из разновидностей имеет свои плюсы и минусы, а также особенности устройства.

Устройство съемной щитовой опалубки стен

Первым этапом сборки съемной опалубки является составление детального проекта, в котором должны быть учтены все типовые и геометрические особенности возводимой конструкции. Также до установки и закрепления формовочного комплекса производятся соответствующие расчеты, определяющие:

  • оптимальную толщину стены с учетом климатических особенностей и несущей способности архитектурных элементов и опалубки;
  • марку бетона и армирующих элементов.

Схемы установки съемной щитовой опалубки для различных вариантов стен

После составления технологического плана переходят к процессу устройства опалубочной системы, который включает в себя:

  • соединение щитов опалубки между собой с использованием замковых механизмов и стяжек;
  • монтаж палубного полотна из водостойкой фанеры;
  • раскрепление опалубки подкосами;
  • монтаж армирующих элементов;
  • соединение готовых блоков (щитов), стоящих параллельно с применением стяжных винтов.

Щиты стеновой опалубки соединяются в последовательные сегменты при помощи замков различного типа, обеспечивающих надежную фиксацию и достаточный уровень прочности.

В прямолинейных сегментах могут применяться клиновые и универсальные замки. Для скрепления угловых щитов используются шкворни или специальные стяжки.

После формирования блока требуемых габаритов необходимо закрепить его в вертикальном положении и создать условия для 100%-ной устойчивости.

Щиты стеновой опалубки соединяются в последовательные сегменты при помощи замков различного типа

Монтаж полотна палубы может производиться в горизонтальном или вертикальном положении, в зависимости от размеров  каркаса опалубки. Фиксация контактной поверхности к ребрам каркаса осуществляется посредством специальных крепежных устройств, вид которых также зависит от разновидности опалубочной системы.

Зафиксировать комплекс опалубочных щитов в вертикальном положении, а также произвести юстировку помогут подкосы. Существует две разновидности данных устройств: двухуровневые  и одноуровневые. Они отличаются несущей способностью и механизмом распределения нагрузки. Двухуровневый подкос применяется для более габаритных конструкций с высоким показателем нагрузок.

Армирование формы для заливки осуществляется в соответствии технологическими требованиями, предъявляемыми к конструкции. На основании функционала стены (несущая или нет) выбирается тип арматуры (вид, толщина и т.д.).

При размещении армирующего элемента между щитами опалубки должно оставаться достаточное пространство, которое займет бетон, сформировав внешние кромки плиты.

Для обеспечения неподвижного положения арматуры внутри опалубки используются специальные фиксаторы.

Для обеспечения неподвижного положения арматуры внутри опалубки используются специальные фиксаторы

После установки сегментов опалубки в вертикальное положение (параллельно) и укладки арматурных элементов осуществляется их скрепление стяжным винтом, обеспечивающим надежную сцепку между параллельными стенками опалубки. После завершения данного этапа и проведения всех необходимых инженерно-технических проверок может начинаться подача бетонной смеси.

Устройство несъемной опалубки стен

Опалубка несъемного типа для строительства монолитных конструкций может иметь различную форму. Кроме основных функций материал, используемый для создания формовочного пространства, играет роль утеплителя, поэтому использование данного вида опалубки целесообразно в малоэтажном частном строительстве. Как правило, в данном случае используются пенополистероловые блоки.

Устройство данного типа опалубки для монолитных стен заключается в формировании формовочного контура путем соединения полимерных блоков посредством профилей, уже установленных на каждом из элементов. Толщина стены зависит от применяемой разновидности блоков. Заливку стены можно начинать после скрепления блоков, армирования формы и проведения всех проверок.

Армирование стены в несъемной опалубке